Как улучшить UX сайта — 12 советов по юзабилити

Как улучшить UX сайта — 12 советов по юзабилитиКлиенты довольно часто спрашивают: «Зачем вы, SEO-специалист, даете рекомендации по дизайну и юзабилити?». Все просто. Вне зависимости от уровня оптимизации пользователь сразу покинет сайт, если он неудобен. Подтверждающее правило исключение — тематики со слабой конкуренцией. Верно и обратное: проработка вопросов юзабилити может улучшить поведенческие факторы и, как результат, — видимость сайта. За несколько лет работы я собрал ряд заметок и наблюдений по улучшениям в сфере юзабилити, которые действительно оказывают влияние на показатели сайта.

1. Меню и навигация по сайту

Задача меню — показать пользователю основные разделы сайта и сделать навигацию легче. При составлении списка разделов стоит избегать излишне сложных или непонятных названий. Если пользователь не поймет что есть что с первого взгляда, то, скорее всего, просто прекратит дальнейшее знакомство с сайтом на главной странице.

1.1. Где использовать горизонтальное меню?

Такое меню органично смотрится на сайтах, посвященных одной определенной тематике, или корпоративных порталах.

Плюсы:

  • занимает меньше места, чем вертикальное;
  • не нужно скроллить.

Минусы:

  • расположенные слева пункты привлекают больше внимания;
  • воспринимается медленнее, чем вертикальное.

1.2. Где использовать вертикальное меню?

Такое меню хорошо подойдет для крупных интернет-магазинов или порталов с большим количеством разделов.

Плюсы:

  • быстрее воспринимается;
  • можно добавить большее количество пунктов, по сравнению с горизонтальным меню.

Еще один вопрос, связанный с вертикальным меню: где именно его разместить?

1.2.1. Зачем размещать вертикальное меню слева?

В большинстве случаев при беглом просмотре страниц взгляд пользователей движется по F-образной траектории. Это так называемый F-Shaped Pattern .

Следовательно, наиболее важную информацию стоит размещать слева (исключение — сайты в странах, где пишут справа налево).

Кстати, в выдаче поисковиков F-образная траектория просмотра теряет актуальность. Отмена правого рекламного блока в выдаче Google только содействует этому. Но я еще не встречал серьезных исследований с критикой F-паттерна для сайтов.

В частности, слева стоит размещать меню сайтов интернет-магазинов, где происходят, например, сезонные приливы новых пользователей. Еще один пример — сайт, связанный с ремонтом бытовой техники. Сюда заходят только тогда, когда что-то сломалось. Если основное меню разместить слева, пользователю будет проще сориентироваться на сайте и сделать заказ.

1.2.2. Зачем размещать вертикальное меню справа?

Впрочем, случается, что аудитория сайта постоянна и растет незначительно (блоги). В таком случае более актуальной информацией для пользователей будут новые публикации, их следует разместить слева. Меню стоит расположить справа, так как большинство пользователей уже знакомы с разделами сайта.

2. Какие шрифты использовать

Красивые шрифты — не прихоть дизайнеров. Они делают процесс чтения более комфортным. Сам текст может быть написан профильным специалистом и идеально отвечать на вопрос пользователя. Но на пути к пониманию и одобрению контента может стоять плохой шрифт.

2.1. Семейство гарнитур

Начнем наш разговор о гарнитурах с совершенно постороннего, на первый взгляд, графика:

Распределение операционных систем в мире. Данные 2014 года

Пользователям Windows хорошо знакомы гарнитуры Arial, Tahoma, Verdana, Times New Roman, Georgia, Courier а также множество других, нестандартных шрифтов. Они установлены по умолчанию. На UNIX-платформах используются их аналоги. Правда, выглядят эти шрифты не совсем так, как в Windows, да и не для каждого нестандартного шрифта найдется соответствующий аналог .

Самое простое решение вопроса — использовать шрифты из Google Fonts. Их легко подключать, кроме того, среди них нет некачественных гарнитур. Базовая рекомендация — сочетать для заголовка/основного текста шрифты с засечками/без засечек. Например, Antiqua для основного текста и Grotesque для заголовков. Еще несколько удачных, на мой взгляд, комбинаций из Google Fonts: Open Sans + Lora: