Что такое юзабилити сайта и как его улучшить

Что такое юзабилити сайта и как его улучшитьПочему юзабилити это важно

При разработке сайта важно уделять внимание не только красочному дизайну, современным тенденциям применения тех либо иных визуальных эффектов и дизайнерских решений, но и тому, насколько этот сайт удобен для использования.

Вы можете использовать очень качественный и оригинальный графический материал, отлично написанный текстовый материал, различные всплывающие окна для привлечения внимания пользователя к вашему предложению. Но если структура подаваемого материала не понятна и запутана, или страницы сайта очень долго загружаются из-за использования крутых визуальных эффектов, то есть опасность потерять потенциального клиента.

При создании крутого, современного и отличающегося от других своей оригинальностью сайта нужно помнить о том, что прежде всего он должен выполнять те бизнес задачи, которые мы на него возлагаем. Если это интернет-магазин, — продавать, если корпоративный сайт, — привлекать новых клиентов, и так далее. Вы ведь не хотите иметь дорогостоящий сайт, от которого все в восторге, что он круто выглядит, но абсолютно не приносящий прибыль? А прибыли сайт не приносит потому что пользователи вашей целевой аудитории попросту не могут понять что делать с этим произведением искусства и уходят к вашему конкуренту, у которого все намного проще.

Чтоб уменьшить риск возникновения подобных ситуаций, необходимо при желании создать какой либо уникальный продукт руководствоваться таким популярным понятием как юзабилити.

Немного теории

Юзабилити — это степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью.

Другими словами, это дисциплина, которая помогаем нам взглянуть на продукт с критической оценкой его пользы и удобства использования.

Согласно исследованиям Forrester Research из-за плохого юзабилити сайтов происходят следующие потери:

  • интернет-магазины теряют порядка 50% покупателей, которые не могут найти нужный товар.
  • Около 40% пользователей не возвращаются на сайт, с которым имели негативный опыт работы.

Якоб Нильсен, основатель компании «Nielsen Norman Group», говорит: «Изучение поведения пользователей в вебе показывает, что они плохо воспринимают медленные сайты и сайты со сложным дизайном. Люди не хотят ждать. Также они не хотят изучать, как пользоваться домашней страницей. Не существует таких вещей, как обучение веб-сайту или инструкция по веб-сайту. Люди хотят ухватить функциональность сайта сразу же после беглого сканирования страницы, то есть за несколько секунд».

Поэтому при разработке и создании сайта крайне важно сделать так, чтобы он был «дружественным» по отношению к будущим посетителям, покупателям и потенциальным клиентам.

Структура сайта должна быть понятной с первого взгляда.

Пользователь должен всегда четко понимать, где находится нужная ему информация.

Текст должен соответствовать формату, установленному для обращения к посетителям данного сайта.

Как улучшить юзабилити сайта

На просторах интернета вы можете найти очень много статей с советами о том, как улучшить юзабилити, или какие допущенные ошибки нужно исправить. Все эти советы конечно же очень полезны, но в первую очередь нужно помнить что мы создаем сайт не для себя, а для людей. И по моему мнению самый лучший совет, как улучшить юзабилити сайта может дать только тот пользователь, на которого этот сайт рассчитан.

Конечно же мы не можем обратиться к каждому посетителю нашего интернет ресурса с вопросом, все ли ему понятно, и что он хотел бы улучшить. Но есть как минимум три варианта, которые можно использовать, чтоб понять поведение пользователей на сайте.

  1. Использование инструмента Яндекс Вебвизор для анализа поведения пользователей. Это очень крутой сервис, который является частью Яндекс Метрики. При каждом посещении происходит запись сеанса пользователя, которую вы можете просмотреть и проанализировать, что на вашем сайте можно улучшить, чтоб посетители чувствовали себя более комфортно.
  2. Попросить ваших друзей и знакомых посетить созданный сайт, и поделиться своими впечатлениями. Вы как бы создаете небольшую целевую группу для анализа нового продукта, и можете получить впечатления и рекомендации как говорится, из первых рук. Но помните, что каждый будет высказывать свое субъективное мнение. Ваша же задача из множества субъективных мнений составить одно объективное. И на основании проделанного анализа внести улучшение в юзабилити вашего сайта.
  3. Заказать аудит своего сайта у специализирующейся на данном вопросе компании. Конечно же этот вариант даст вам наиболее лучший результат, поскольку такие компании имею большие целевые группы и множество профессиональных инструментов для проведения анализа. Но по этой же причине подобный аудит обходится заказчику довольно дорого. И тут только вам решать нужно это или нет.

Ну и напоследок, если вы хотите повысить свою компетенцию в юзабилити сайтов, то советую прочесть книгу Якоба Нильсена “Веб-дизайн”. Это, наверное, самая известная на сегодняшний день книга по веб-дизайну. Ее автор, доктор физических наук Якоб Нильсен — признанный во всем мире специалист в области интерфейсов и удобства эксплуатации, — делится с читателем своими знаниями и опытом.

А какие методы вы используете для улучшения юзабилити своих сайтов?